«Личная свобода».
Началась лекция, по обыкновению, с значительным опозданием. Несмотря на неожиданность темы, билеты распроданы. Все места заняты.
Лектор стремился доказать силлогизм:
Свободен человек разумный.
Разумен – умеющий организовать.
Свободен – умеющий организовать.
Вся лекция была направлена на доказательство этого силлогизма. И построение силлогизма возражений не встретило.
Давая определение ума, лектор ссылался на мало известные труды А. Бинэ, именно на «L`anne Psychologique», не только не имеющие русского перевода, но и вовсе мало распространенные.
Оценивая юридическое понимание свободы, как «равенства всех перед законами», лектор требовал от законов «гибкости» и «уступчивости» в случаях их явно абсурдных требований. Хотя сам называл это требование «сырой» научной мыслью и указывал на неосуществимость ее.
В прениях главным образом публику занимали вопросы политические. Шел спор об утверждении лектора, что «русскую революцию сделала русская психология, а не факты». Оспаривали и то положение лектора, что «действие – продолжение законченной мысли».
Слушали лектора внимательно. Но вопросы были так новы и так чужды текущим событиям, что в прениях принимали участие немногие.
Стоило бы устроителям заранее наметить оппонентов. Тогда в прения было бы втянуто и больше ораторов из публики.