1917. Хроники Брянского края

Календарь записей


Подписывайтесь на нас


1917. Хроники Брянского края

Афанасий Петрищев

Возраст: 45 лет. Родился в Брянске. Журналист, публицист. Автор заметок и статей в газете "Орловский вестник", журнале "Русское богатство". Известные сочинения: "Из истории кабаков в России", "Триста лет" и др. С 1917 г. - редактор ежедневной политической и литературной газеты "Новое слово".

Афанасий ПетрищевАфанасий Петрищев

Капиталист. Открытка из серии "Дети-политики". Худ. В. Табурин. 1917.

Страх без достаточных причин.

Со всех сторон несутся испуганные крики. Их смысл вкратце можно выразить так:

— Караул!.. Контр-революция!..

Но где, по мнению кричащих, эта самая контрреволюция находится и в чем она состоит, — никто объяснить толково не считает нужным. Лично я пытался найти какие-либо объяснения при помощи частных бесед. Но в ответ слышу лепет о «случаях». Разные бывают случаи. То какой-то генерал, а может быть, и офицер, а может быть и штатский человек в котелке кому-то на Невском проспекте возле витрины «Вечернего времени» сказал: «вот оно как без царя»… То дама, стоявшая три часа «в хвосте под молоко», сама слышала разговор «у них молока, хоть залейся, на завтрак с собою по две бутылки берут, а мы… Младенцу, и тому капли негде взять»… То где-то в трактире или в чайной какой-то случайный посетитель слышал критический разговор о воззваниях Советов Рабочих и Солдатских депутатов: «революцию, вишь, спасайте… им революция дорога… а Россия как же?.. Россию, значит, не надо спасать»?..

Разные, повторяю, бывают случаи… И до   3-4 июля  много их было. Плакали бабы по деревням: как же мы, дескать, теперь без царя жить будем, — пропали наши головушки. В Нижегородской губернии еще в марте агитатора, посланного Исполнительным Комитетом для разъяснения событий по деревням, крестьяне чуть не разорвали, когда он упомянул о республике: «а, ты от Распублики приехал? Распублика тебя послала… бери его православные… Смотри, есть ли у него на шее крест»?.. Запутали темные народа в новых слова. «Распублику» смешивал с (нрзбрч.) Распутина, революцию с контрреволюцией…

Вот сейчас я только что получил сведения, как в деревне отнеслись к дошедшим до туда слухами о питерских событиях  3-4 июля … Ужас, негодование, возмущение. И вместе с тем приговор:

— Это капиталист устроил, буржуи, с. с… Они… Кроме буржуев некому…

«Капиталист» устроил… «Буржуи» постарались убить и ранить на улицах Петербурга около 700 человек… По вашему, это – дичь. Но ведь вы понимаете слова: «капиталист» и «буржуй» так, а в деревне их понимают совсем иначе.

Там эти течения таинственные и мистичны. Вошло в них и нечто от антихриста, а нечто от «проклятого Вильгельма», а нечто от темных легенд об изменниках и предателях, о 333 генералах, которых в намордниках возят где-то по России на показ народу… Давно возят, — с 1915 года, с тех пор, как Варшаву сдали. Именно за сдачу Варшавы с ними так и поступили… А раз слова получили столь таинственный и мистический смысл, то, конечно, никакое бедственное для России событие без участия капиталиста и буржуя обойтись не может.

«Капиталист» устроил войну. «Капиталист» ее продолжает. «Капиталист» мешает заключить мир… Это не с ветра взято. Это в газетах напечатано. Ну, и выходит, значит, что «Капиталист» вроде антихриста, а буржуи – ангелы его. Столь же неожиданно восприняты и всякие другие новые слова. И уже по причине этой путаницы с самого начала революции много разных бывает случаев. Разный разговор идет и в хвостах, и в чайных, и на Невском проспекте. И не были секретом ни эти случаи, ни этот разговор. Однако, до последних дней не кричали с явным испугом:

— Караул!.. Контр-революция!..

А теперь вдруг стали кричать именно с испугом. Почему? Личные беседы не дают мне на это ответа.

Обращаюсь к печатным источникам. Вот пук прокламаций, выпущенных от имени «Российской социал-демократической рабочей партии». Если верить этим прокламациям, контрреволюция заключается в решениях следственной власти относительно Ленина, Зиновьева и т. д., и в обвинениях прочих этих и других большевиков. Нисколько не удивлюсь, что прокламации большевиков смешивают это с «контрреволюцией». Но почему испугались и почему кричат не большевики, — резонного объяснения здесь не получишь. <…>

Я думаю, — достаточной объективной причины для нынешних криков о контрреволюционной опасности пока нет. Но я боюсь, что для страха есть большие субъективные основания. Страх, по-видимому, идет не извне, а ползет изнутри.

Как бы там ни было, но безумие  3-5 июля   совершилось и в Петербурге и в разных местах провинции. За это злое дело кто-то должен ответить перед народом. Кто? Большевики? Положение большевиков ясное. Им предстоит ответственность судебная. Но те, кто, не сочувствуя большевикам, шел с ними рука об руку и вольно или невольно, сознательно или бессознательно помогал или не препятствовал им сделать то, что они сделали, подлежит ответственности политической. Сколько я понимаю, о конттрреволюции сейчас всего сильнее и всего испуганнее кричать как раз именно подлежащие политической ответственности перед народом за дела  3-5 июля .

Как бы там ни было, но армию отправили ядом разложения, на фронте подготовили катастрофу. Кто это сделал? Большевики? Без сомнения. Но одни ли большевики? А соучастников, хотя бы и неразумных, к них не было? Попустителей не было? Пособников не было? Были, конечно. И адрес их не секрет. И конечно, за свои вольные или невольные ошибки они должны дать ответ пред народом…<…>

Революция – дело общенациональное и даже мировое. А все мы – лишь малые капли человеческого моря. Во многом грешны. Во многом ошиблись. На то и люди, чтобы грешить и ошибаться. И долг революционера заключается в том, чтобы взыскание за грехи и ошибки отдельных людей полагалось не по принципу дикой веры. Виноватый, если он действительно революционер, обязан сказать:

— Да, виноват. Да, подлежу ответственности. Но виноват я, такой-то. А революция тут не причем.

Смешивать свое личное с революционным, употреблять революцию, как щит против начал политической ответственности – занятия, не соответствующие ни человеческому достоинству, ни революционному долгу.

Народное слово. – 1917. – 26 (13) июл. (№33).

Капиталист. Открытка из серии «Дети-политики». Худ. В. Табурин. 1917.

Возраст: 45 лет. Родился в Брянске. Журналист, публицист. Автор заметок и статей в газете "Орловский вестник", журнале "Русское богатство". Известные сочинения: "Из истории кабаков в России", "Триста лет" и др. С 1917 г. - редактор ежедневной политической и литературной газеты "Новое слово".