Вне времени и пространства.
Обучение всеобщее, обязательное, бесплатное на всех ступенях… «В изменение подлежащих указаний» декретом Правительства, только что опубликованным, постановлено: 1) ограничения относительно школьных библиотек, отменить, 2) правило, допускающее в школу лишь одобренные центральными ведомствами учебники и учебные руководства, отменить, 3) постановления об обязательстве педагогических комитетов представлять свои заключения о выборе книг, учебных руководств и пособий на утверждение высшего начальства отменить…
Отрадно, хорошо. Есть однако и некоторые сомнения. Прежде всего – учтены ли разными комиссиями, комитетами и совещаниями при министерстве народного просвещения, а равно и самим министерством некоторые погрешности школьного быта.
Первая из них – чрезмерное обременение родительского бюджета учебниками. До сих пор частенько бывало так: в августе педагогический совет указывает ученикам, какие приобретать учебники; в сентябре преподаватели говорят: нет, — эти книжки не годятся, покупайте новые; к ноябрю или декабрю предъявляются новые требования о перемене учебников; в январе или феврале – опять перемена…
Перемены порою обуславливались бескорыстным капризом учителей, не всегда знающих тот предмет, который они преподают, не всегда знающих учебную литературу по этому предмету и не считающих долгом предварительно в начале года проработать программу того, что они обязаны и намерены преподавать… Попался на глаза учебник. Он просмотрел кое-как, наскоро. А когда началось обучение по нем, тогда преподаватель видит и то неладно, и другое нехорошо. Бросьте Малинина – покупайте «четырех разбойников», просмотренных тоже бегло и наскоро. А через месяц оказывается, что и «четырех разбойников» лучше бросить, — покупайте Киселева… Годы должны пройти, прежде чем иной легковесный преподаватель обучится своему предмету и найдет учебники по своему вкусу…
Бывало и хуже… Случались преподаватели, не стесняющиеся входить в сделку с книгопродавцами и получающие от каждой перемены учебников комиссионный процент.
Эти грехи не составляли секрета для чинов центрального ведомства. Писались запреты, издавались циркуляры, наблюдали ревизоры. Но запреты, циркуляры и ревизоры были бессильны пресечь это. Теперь они вовсе отменены. Это очень легко. Для этого достаточно вместо одних циркуляров и постановлений написать другие, — стереть с бумаги «запрещении» и начертать «разрешается». Труднее перевоспитать нравы.
Есть и еще погрешность школьного быта: чрезвычайно высокий процент учителей, слабо подготовленных и уже поэтому склонных действовать подобно анекдотическому гимназисту-третьекласснику, исправлявшему по собственному вдохновению астрономические карты. Целые томы можно бы заполнить анекдотами открытия педагогов в области истории, этнологии, психологии, гигиены, географии, физики и всяких других наук, не исключая математики… <…>
От ограничений, отменяемых только что опубликованным декретом, требовалось освободить народ. Но от них освобождают только преподавателей. А народу не дают гарантий, что его высшие интересы не будут нарушены. И есть достаточные основания бояться, что министерство народного просвещения идет не тем путем, какого требует жизнь. <…>