1917. Хроники Брянского края

Календарь записей


Подписывайтесь на нас


1917. Хроники Брянского края

Еврейское дело

Выходит по субботам. Адрес редакции: Брянск, Московская ул., Сионистский клуб. Редакция "Еврейского дела" (д. С. Ельянова). Печатается в типографии Юдина, арендатор Артемьев.

Еврейское делоЕврейское дело

Ответ моим товарищам справа.

В №1 было напечатано письмо Л. Б. Утевского, в котором он спрашивает, как я связываю свое сионистское мировоззрение с заявлением о моем стремлении бороться против «воинствующего гебраизма», сделанном в моем приветственном слове на учредительном слове Общества Просвещения евреев.

Считая, что этот вопрос имеет не только личный характер, но и известное общественное значение, постараюсь дать на него посильный ответ.

В последнее время непоколебимо хранившийся гражданский мир в сионистской организации нарушен. Этого и следовало ожидать…

Сионизм, как широкое народное течение, естественно должно было включать в свои ряды не только правоверных последователей программы, но и таких, которые «берут на себя смелость» выходить за партийные рамки.

Одним из спорных вопросов в течение последнего времени являлся жизненный вопрос о языках.

Считая, что этот элемент нации, по трафарету, вводится обязательно язык, ортодоксальные сионисты прибавили к этому единый – и отсюда начали исходить в своей борьбе с инакомыслящими.

К счастью эта борьба принесла безусловно положительные результаты в смысле определения различных идейных групп в сионизме.

Утверждение, что только древнееврейский язык может претендовать на национальное признание среди рассеянных частей еврейства диаспоры и, что «без такового признания его немыслимо национальное возрождении» — это утверждение естественно находило резкое противоречие в самой жизни. <…>

Непоколебимые утверждения о едином языке лишь тогда станут истинными, если их, по меткому выражению английского поэта, испытают на туго натянутой веревке еврейского голуса.

И вопреки уверениям новорожденной «народной фракции» в сионизме, что еврейский язык не обладает признаками национального языка и не может служить орудием для строительства национальной культуры, все же жизнь народа выявлялась лишь на родном языке – еврейском.

И помочь народу в его тяжелой жизненной борьбе просвещением мы обязаны в народной школе на материнском языке.

Необходимо школу народную создать не в целях экспериментирования над народными массами, а исключительно для нормального развития еврейского ребенка. <…>

Итак, по вопросу о гебраизации народной школы не может быть двух мнений. Вся школьная внутренняя жизнь должна быть не искусственно построена, а создаваться естественными ей присущими путями.

Из всего этого логически вовсе не следует, как многие себе усвоили, обвинение в умалении достоинств древнееврейского языка. Языку былого величия народа, языку былой государственной мощи еврейства, пронесенном через муки терзаний в наши дни, — должно быть уделено большое, соответствующее его значению, место в еврейской школе.

Вот как мыслится постановка вопроса об языках, где им придается значение не символа святыни, а орудия в тяжелой борьбе за лучшее будущее еврейства.

Да простят мне, если словами Гринбаума на последнем съезде, скажу: «быть может, еще не все сионисты с ума сошли». – и смогут проникнуться истинной сущностью вещей.

В конце я попросил бы своих товарищей не трудиться навязывать мне какие-либо партийные ярлыки; я отстаиваю свои убеждения, которые находят поддержку в истинных народных чаяниях.

Мне думается, что пора бы научиться не смешивать сионизм,  течение, революционизирующее народ снизу до верху с гебраизмом.

И упорное языкоборство, основанное на недостаточном проникновении сионизмом, как идеей государственного строительства, надеюсь уйдет, как один из пережитков схоластического упорства, созданного безжизненными условиями голуса.

Александр Виленчук.

Еврейское дело. – 1917. – 11 авг. (29 июл.) (№2).

Выходит по субботам. Адрес редакции: Брянск, Московская ул., Сионистский клуб. Редакция "Еврейского дела" (д. С. Ельянова). Печатается в типографии Юдина, арендатор Артемьев.