Франция в великих напряжениях армии и нации борется, вместе с союзницами своими, против звериного натиска срединных империй Европы.
Германия не хочет братства народов и совместности работы, она хочет единства и требует гегемонии. Между тем до ХХ века, который мелькнет так же, как мелькнули и протекшие века, именно Германия была полна всяческого партикуляризма и обнаруживала всегда непонимание высших и объединяющих задач целого человечества.
Германия понимает единство как господство, между тем как есть цельность, подобная хору многочисленных голосов, вовсе не сливающихся в унисон. Вот идеи этой цельности человечества, которое разными дорогами и с разных сторон устремляется достигнуть вершины духа человеческого, вершины его развития, -этого мы вовсе не замечаем у немцев теперь, и его не видела всемирная история- у немцев прошлых веков.
Немцы эпохи Бисмарка и Вильгельмов — это всего более утилитарные немцы, с утилитарными расчетами на сегодняшний и на завтрашний день, с расчетами на ближайшее господство. Но для чего? Но для кого? Этого — совершенно не видно. Все- для немца и, в конце концов,- все для его сытости. «Сытый немец» уже едва ли над чем-нибудь задумается. Немец деятелен, но пока он голоден. Прекратите его голод, дайте ему поесть хорошо, -и он заснет. Он и спал очень много веков, пока волчий аппетит богатого личного существования не бросил его в битвы и в мир завоеваний. Но для чего самые-то завоевания? Он не ответит иным словом, кроме как «немецкая сытость». И из этой затхлости узкого национального эгоизма мы никуда не можем выйти, пока мы находимся в Германии.
Все остальные народы, с нею борющиеся, гораздо универсальнее Германии. Обратимся к самой жизни. Походы и завоевания Наполеона… Как это далеко от намерения теперешних немцев сколотить себе прочное отечество!
Недостаток немцев- замечательная слабость воображения, бездеятельность мечты и мечтательности, отсутствие хотя бы какой-либо «сказки в жизни» и сказочности в истории. Былой провинциализм их истории и их быта сменился широким охватом мещанских забот о самоустроении, -всегда только об устроении одного себя в целом мире. Немцы живут и даже исторически существуют сдобно и безвкусно, замкнуто и без отворенных дверей на север, юг, восток и запад. Узкая нация, которая вечно варится только в своем соку, без взаимодействия с иными нациями, без обмена с ними, без вкуса к их душе и творчеству. Как-то и почему-то, но немец всемирно слеп или подслеповат.
Он не имеет длинных взоров и ни о какой чужой звездочке его сердце не болит. Нация существенно не великодушная; и теперешняя чудовищная война, в сущности, так естественно вытекла из всей так называемой «немецкой культуры»!