К безгласным священникам поселка Бежицы.
Отцы наши духовные и наставники религиозной нравственности! Меня до глубины души трогает, почему вы за все эти 8—9 месяцев революции, как воды в рот набрали молчите? Что перед вашими глазами совершается? Разве вы не замечаете, как ваше стадо нравственно разлагается. Отцы наши, вы всмотритесь лучше в своих детей, как они при ваших глазах расстреливают друг друга.
Разве вы не видите, как здесь ваши прихожане, выносят смертный приговор, — виновникам в убийстве.
Теперь разрешите хотя мне, обратить ваше недостойное внимание, на ваше поле, как вы его взработали и какие получились плоды вашего посева. Прошло уже как год с небольшим, как я попал на ваше поле, как зритель.
Прежде всего, у вас здесь имеется особенные увеселительные два места, как-то пожарное общество, которое совершенно не преследует гуманных целей, а в особенности идейное общество трезвости, где в большим случаев демонстрируются картины в духе (разврата). И что же оказывается в результате.
К великому человеческому несчастью, девицы за небольшим исключениями пали, и падают в распростертые объятия сладострастия Молодые люди опьяненные «Гипнозом» (Шерлок Холмсым и Нат-Пинкертоновщиной), совершают всевозможные походы на жителей, с целью грабежа и убийства.
Вот! Плоды вашего посева. От всего этого кошмарного блудодеяния, кровь леденеет в жилах! И невольно приходишь в ужас, как матери и отцы оплакивают своих павших детей. А вы! Вы наставники, ко всему этому оказались глухи и немы? Вы не протестуете против смертной казни, это значит, вы благословляете смертную казнь. Вы не взываете к женщинам, чтоб они опомнились от того ужасного плотолюбию, это значит, что вы, благословляете всякое прелюбодеяние.
Все это уподобляется древнему «Не:невию». Да, сделалось то, о чем Христос предупреждал людей (Лук. XI 33-36, и Mф. VI, 23), говоря: смотрите, не сделался бы свет, который есть в тебе, тьмою. Если свет, находящийся в вас, стал тьмою то какова же тьма?
Горе вам, — сказал Христос, горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, за то, что заперли вы от людей царство небесное. Сами не вошли и не даете другим войти в него. Горе вам вожаки слепые.
Теперь у вас[,] церковнослужителей[,] остались объяснения, но объяснения чего?
Метафизическое объяснение учения имеет значение, когда есть то учение жизни, которое оно объясняет. Но у вас не осталось никакого учения о жизни. У вас было только объяснение той жизни, которую вы когда то учреждали и которой уже нет.
Если остались еще у вас объяснения той жизни, которая была когда то прежде, как объяснение катехизиса о том, что по должности должно убивать, то люди перестают уже верить в это.
И у вас ничего не осталось, кроме храмов, икон, парчи и слов.
Вы пронесли свет христианского учения о жизни через несколько десятков веков, и желая скрыть его в своих одеждах, сами сожглись на этом свете.
Все то, чем именно живет теперь мир: социализм, коммунизм, политико-экономические теории, утилитаризм, свобода и равенство людей и сословий и женщин, святость разума, все нравственные понятия людей, науки искусства, все, что ворочает миром и представляется церкви враждебными, — все это части того же учения которое, сама того не зная, пронесла с скрываемым ею учением Христа та же церковь.
В наше время жизнь мира идет своим ходом, совершенно независимо от учения церкви. Учение это осталось так далеко назади * , что люди мира не слышат уже голосов учителей церкви. Да и слушать нечего, потому что церковь только даст объяснение того устройства жизни, из которого уже вырос мир и которого или вовсе уже нет или которое неудержимо разрушается.
Василий Трифонов