Борьба за мир и борьба за социализм.
Меньшевики из «Вперед», фактически проводящие саботаж новой власти, злобно хихикают, указывая на те трудности, какие приходится преодолевать большевикам. К этому озлобленному хору присоединили свои голоса «интернационалисты» вроде Мартова и Мартынова. Последний в своей статье в № 216 «Вперед» пытается доказать, что приемы и лозунги большевиков — сплошная демагогия. По его словам, большевики, ставши у власти, позабыли все то, что говорили раньше: они обещали мир только социалистический, а теперь «пришлось беднягам вступить в переговоры с одной Германией, но уже не о социалистическом, а о сепаратном мире. Другими словами, та борьба за мир (между прочим, переговоры с империалистическими правительствами), которую мы сейчас ведем, не имеет будто бы ничего общего с борьбой за социализм. Большевики, по мнению Мартынова, принуждены были отделить во времени эти два момента, которые они раньше мыслили, как один другого обуславливающие и связанные между собою.
Так ли это на самом деле? Действительно ли мы отделили во времени борьбу за мир и борьбу за социализм и таким образом отказались от того, что исповедовали до октябрьско-ноябрьской революции? Нынешняя война показывает, что капитализм дошел до той ступени развитая, когда дальнейшее его существование связано с чудовищной гибелью человеческих жизней, человеческого труда. Наступил момент, когда капитализм из творческой силы становится разрушительной. Поэтому, говорили мы, социализм из отдаленной цели стал очередной задачей дня, стал вопросом силы. Невозможен при капитализме прочный и демократический мир и пустыми фразами, обманом народ являются лозунги оборонцев об уничтожении постоянной армии, об учреждении международных третейских судов без призыва пролетариата к революционной борьбе и к захвату центрального политического аппарата в свои руки.
Бороться за демократически мир, значит вместе с тем бороться за диктатуру пролетариата и следовательно, за социализм. Поэтому, нашей задачей является создание таких условий, которые взорвали бы, послали бы к черту столь дорогой сердцам наших оборонцев «бургфриден». (Гражданский мир).
Раз так, то как было поступать нашему правительству ставшему у власти в итоге победоносной пролетарской революции?
Все усилия оно должно было направить к развитию классовой борьбы на Западе. А это возможно двумя путями: 1) непосредственным воздействием на западноевропейский пролетариат путем организованной ломки буржуазно-империалистического порядка и дисциплины — братанием трудящихся масс в серых шинелям и 2) путем разоблачения перед рабочими всех стран истинной природы и аппетитов их буржуазных правительств. Таким разоблачением и является предложение Совета Народных Комиссаров нынешним империалистским правительствам начать мирные переговоры. Переговоры с нынешними правительствами — это тактически прием, уже давший свои результаты, одно из звеньев в общей цепи борьбы за мир и социализм. Тут нет противопостановления и противоречия, наоборот полное согласование всех шагов по пути к социализму. Пусть потребует одно из правительств дать ясно и категорично отрицательный ответ. Почему они столь нерешительны, колеблются и… молчат? Разве это признак силы? Их молчание в течение уже почти месяца лучшее доказательство того, что почва из под их ног заколебалась, что давление революционных масс в каждой стране достаточно сильно. Значить, права наша тактика, построенная на продолжении возможности и неизбежности революционных массовых выступлений пролетариата.
Предложение мира нынешним правительствам — это изобличительная кампания во имя расширения классовой борьбы на западе. Ждать реальных результатов в смысле заключения действительного мира с нынешними империалистскими правительствами могут только люди близорукие. Разве возможно совместное существование Ленина, как выразителя и воплотителя идей социалистического пролетариата, и Вильгельма, как воплотителя системы прусского юнкерства? Достаточно только поставить вопрос, чтобы ответ был ясен. Тут возможно только или-или, третьего не дано. Если немыслимо было пространственное сосуществование буржуазной Франции 1789 и феодальной Европы, тем в большей степени это относится к настоящему моменту.
Кто из них чувствует свое бессилие? Русская демократия предлагает германскому правительству достойные ее условия перемирия: не сметь перебрасывать войска на западный фронт и очистить Моонзунд.
Сильный на это ответил бы «разговоры излишни, оружие решит все»! Германские же военачальники, по сообщению газет, колебались и были в нерешительности.
Тактика нашего правительства вполне правильная: рядом и параллельно с переговорами с правительством идут непосредственные «переговоры» с самими массами, находящимися в окопах. К ним идет наша литература, призывающая покончить не только с Вильгельмом, но с и самим буржуазным строем, и с ними заключено перемирие. Этого союза не уничтожить и Макензенам, ни Гинденбургам. Этим, между прочим, объясняется колебание германских верхов.
Пущены в ход все средства для расширения классовой, пролетарской борьбы на Западе. И не меньшевистским умникам своими ужимками и фактическим саботажем остановить ее.
Положение ясно: с нами — пролетарско-крестьянская Россия, с нами должен пойти и весь западноевропейский пролетариат, против нас — всемирный империализм.
Обороняются они, наступаем мы, гордо держа красное знамя социализма.
Аркадий.